Другие новости
18 Февраля 2020

Коммерческий директор РКС Светлана Логинова: «Наша цель – перейти в онлайн-среду»

Цифровизация – глобальный мировой тренд, который затрагивает все сферы и отрасли, в т.ч. водоснабжение. По дороге «цифры» уверенно идет и РКС. Какие результаты уже достигнуты, а что в планах? Какой эффект получила компания от внедрения «Цифрового водоканала»? Что такое SCADA, биллинг и «ПромАктив»? На эти и другие вопросы в интервью журналу «НДТ»&VodaNews и газете «Коммунальный стандарт» ответила Светлана Логинова, коммерческий директор РКС.

Светлана Валентиновна, сейчас все говорят о цифровизации, термин активно звучит в интернете, с ТВ и из газет. Расскажите простыми словами, что это такое?
Цифровизация - это глобальный тренд, который представляет собой внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Она включает в себя не только модернизацию оборудования, но и общее изменение подхода к управлению компанией, автоматизацию технологических процессов. Говоря совсем простыми словами, это автоматизация процессов и полное оприборивание сетей и оборудования. Итогом должно стать повышение производительности компании, сокращение временных и трудозатрат, более точное планирование.
РКС тоже делает уверенные шаги к «цифре». На каком этапе мы находимся, какие успехи уже достигнуты?
Слово «цифровизация» плотно вошло в наш обиход примерно 5 лет назад, когда РКС начали первый этап перехода на «цифру», внедряя в свою деятельность систему «ПромАктив», и автоматизировали процесс планирования ремонтов. Пилотный проект был реализован в пермском «НОВОГОРе». Эффект нам понравился, было решено масштабировать систему на все предприятия РКС. Соответственно, это был первый шаг РКС к цифровизации. Система уже принесла существенный экономический результат, так как планирование ремонтов и связывание их с аварийностью позволило более эффективно использовать денежные средства. Таким образом, контроль за персоналом и повышение производительности труда ведет к увеличению эффективности нашего производства.
На этом мы не остановились и продолжили внедрение проекта: хотим дойти от цифровизации водозаборных сооружений и гидравлических режимов водопроводных сетей до полной оцифровки взаимодействия с потребителями.
Светлана Валентиновна, из основных направлений цифровизации - взаимоотношения с клиентами, создание единой платформы оценки состояния сетей, внедрение информационно-аналитической системы - что у нас экономически оправдано, что оправдывает ожидания, и есть ли новые задачи на 2020 год? И в целом что ключевое, важное в этом направлении мы можем предложить потребителям?
Помимо «ПромАктива» мы решили, что нам необходимы данные в режиме онлайн, поэтому занялись автоматизацией процесса подъема воды и работы насосных станций с управлением технологическими процессами в центральной диспетчерской службе – это проект SCADA. На сегодня данные автоматизации пересчитаны не через полное сокращение потерь воды, электроэнергии, ремонтных работ, а по экономическому эффекту от внедряемых мероприятий. Окупаемость достаточно долгая, но мы ищем пути интеграции проекта в нашу среду и надеемся, что он позволит сократить ресурсные потери, провести зонирование сетей, более тонко настроить гидравлический режим сетей. И тогда в режиме онлайн-передачи мы будем получать как данные для диспетчерской, так и итоговые данные в биллинговую систему для расчета с потребителями.
Кроме всего прочего, мы в этом году все-таки надеемся крупномасштабно внедрить проект «Биллинг», который будет охватывать все взаимодействие с абонентами. Наша мечта – сделать процессы максимально прозрачными и уйти в онлайн-среду. Для этого актуализируем электронные схемы водоснабжения городов и привяжем к ним данные о потребителях. Причем надеемся, что и они также проявят инициативу - перейдут в онлайн-режим (это получение электронных счетов и передача данных и оплата в личных кабинетах). Такие действия позволят сократить количество фронт-офисов в городах присутствия и повысить производительность работы наших сбытовых подразделений.
Как сейчас обстоят дела с переводом частных абонентов на электронные сервисы?
Личные кабинеты у потребителей сейчас есть во всех городах присутствия РКС. Но мы хотим ввести систему унифицированного личного кабинета по территориям РКС и уже проводим первоначальные сценарные переговоры с банками о создании программы лояльности. Это будет достаточно широкая программа для повышения текущей оплаты услуг населением. Решение основывается на базе биллинга «цифрового водоканала». Пока он находится в разработке, но мы стремимся, чтобы к середине этого года проект будет реализован.
Цифровизация идет в рамках инвестиционных программ или за счет прибыли организации? Какие типы проектов организация может включить в свои инвестиционные программы, а какие вынуждена реализовывать за счет чистой прибыли?
Это хороший вопрос. Обычно все говорят, что идет из прибыли. Но нет. Мы не сторонники гнаться за публичным эффектом и нести расходы за цифровизацию из прибыли. Цифровизация сегодня – это инвестиции, которые вкладываются нами в перспективное развитие предприятий, это востребованные потребителями сервисы, которые напрямую влияют на удобство, скорость и качество обслуживания, и данные инвестиции являются окупаемыми.
Заявленные РКС дополнительные виды бизнеса подразумевают использование цифровых технологий?
Нет предела совершенству. Я думаю, что в процессе жизни у нас будет цифровой водоканал, дополненный еще и интерактивными схемами водоснабжения. Это трехмерные схемы, которые показывают все детали, в том числе результаты диагностики. Наши перспективы на ближайшее время – это автоматизация и диспетчеризация, включая дистанционную передачу данных управления технологическими процессами. Пока целевая экономия денежных средств по всей цифровизации – та, что мы хотим достигнуть - от 8% до 12%. Введение режима и гидравлических расчетов в режиме реального времени позволит нам сэкономить - оптимизировать расходы на транспортировку и оптимизировать расходы электроэнергии. Помимо этого, платформа «Промактив» позволяет уже сегодня полностью автоматизировать процессы интеграции производства. Если говорить более простыми словами - мы автоматизировали диспетчерский учет, контроль ремонтной и производственной программ исполнения. Объекты, которые мы ремонтируем сейчас – они уже видны в онлайн-режиме, контролируются через планшеты. Поэтому анализ работы ремонтных бригад, состава их работ и учета затраченного ими времени позволяют сэкономить на этом блоке от 10% до 13%. Также мы научились прогнозировать и нивелировать аварийность, за счет этого сейчас наблюдаем ее снижение.
Проект «Биллинг» будет охватывать все наши предприятия. Сейчас в нем уже насчитываются 238 тыс. лицевых счетов физлиц. Что касается юридических лиц, то практически все они уже перешли на электронную систему документооборота, кроме так называемых «мелкомоторных потребителей» – парикмахерских, ларьков и т.д.
ФАС России разрабатывает программу цифровой модернизации и информатизации тарифного регулирования. Как Вы оцениваете перспективы подобной тотальной цифровизации технологических и бизнес-процессов водоканалов, которую обозначила ФАС?
ФАС планирует создать эталон тарифообразования водоканала. Дальше это все логично и очень направленно ложится на цифровизацию городов и систему «Умный город». Эталоны повышают прозрачность в сфере регулирования тарифов водоснабжения. Отрасль сейчас очень активно проходит формирование эталонов и в сетях, и в энергосбыте, и не видим в этом ничего плохого. Логично, что эталоная схема должна быть и в воде. Мы активно работаем с ФАС по расчету эталонов и считаем, что впоследствии это приведет к какому-то определенному итогу, который устроит всех участников отрасли. 
Рассказать друзьям:
Ссылка на эту страницу: