Другие новости
29 октября 2015

Григорий Терян принял участие в работе Форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры»

Председатель Совета директоров, Директор по правовым и корпоративным вопросам РКС Григорий Терян принял участие в работе Общероссийского форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», организованного Центром развития ГЧП при поддержке Минстроя России и Ассоциации ЖКХ «Развитие».
Одна из ключевых задач форума – подведение итогов по передаче в концессию государственных и муниципальных объектов ЖКХ, признанных неэффективными. На пленарном заседании, где основной темой стали вопросы качества заключаемых концессионных соглашений, Григорий Терян представил вниманию участников результаты проведенного РКС анализа информации о конкурсах на право заключения концессионных соглашений (КС) в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (ВиВ), размещенных на официальном сайте торгов (torgi.gov.ru).
По его словам, если от количества конкурсов перейти к качеству, выясняется, что львиная их доля – фарс. В период с 01 января 2014 года (вступление в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ) по 25 октября 2015 года на официальном сайте torgi.gov.ru была опубликована информация о 892 конкурсах на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ВиВ. Из них на настоящий момент подведены итоги по 398 конкурсам. В свою очередь из этих конкурсов, по которым подведены итоги:
- 151 был признан не состоявшимся по причине отсутствия допущенных участников;
- в отношении 201 - принято решение о заключении концессионного соглашения в связи с единственным участником;
- и только по четырем конкурсам принято решение о заключении КС по результатам рассмотрения конкурсных предложений двух и более участников  (конкурсы на заключение концессионного соглашения в отношении объектов  ВиВ Мирненского сельского поселения, Качуковского сельского поселения Знаменского МР, Которовского сельского поселения Касимовского МР, Акимовского района Чувашской Республики).  
Однако, и с этими четырьмя конкурсами далеко не все в порядке. Как утверждает  Григорий Терян, практически все конкурсы проведены и проводятся с нарушением требований Закона о концессионных соглашениях. К числу основных нарушений можно отнести:
- отсутствие критериев конкурса и параметров критериев конкурса, установленных концессионным законодательством;
- отсутствие порядка оценки конкурсных предложений, а также несоответствие порядка оценки Закону о концессионных соглашениях;
- наличие требований к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса;
- отсутствие технико-экономических показателей объекта Концессионного соглашения;
- отсутствие метода регулирования тарифов (предельный рост НВВ по отношению к предыдущему году);
- отсутствие условия о банковской гарантии.
«Кроме того, практически все конкурсы, по которым были приняты решения, организованы сельскими поселениями, – рассказывает Григорий Терян. – В них на самом деле нет никаких инвестиций, никакой конкуренции, а под вывеской концессии объекты переданы кому-то из операторов. Только 3 конкурса объявлены муниципальными образованиями с численностью населения более 100 тыс. человек – по Волгограду,  Челябинску и Элисте. При этом  Конкурс по Челябинску был отменен, а первоначально размещенная конкурсная документация по Волгограду также противоречила закону о концессиях. В Волгограде проблема была решена при помощи частных операторов, которые направляли запросы на разъяснение конкурсной документации с указанием противоречий закону.
По словам Григория Теряна проведенный анализ показал, что уже сегодня существует ряд жизненно важных оснований для внесения изменений в законодательство о концессионных соглашениях. Для того чтобы концессия реально заработала необходимо решить две системные проблемы. Первая - в том, что концедент изначально завышает свои инвестиционные ожидания, не оглядываясь на последствия для тарифа, более того, часто из-за своей некомпетентности он выдумывает становящиеся обязательными для концессионера мероприятия, которые либо вообще не нужны, либо не позволяют достичь нужных результатов. Право формировать состав предусмотренных КС мероприятий необходимо делегировать самим концессионерам. Они могут сформулировать их в своем предложении, ориентируясь на достижение показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов.
Вторая системная проблема – тарифное регулирование. Формальный переход на долгосрочные тарифы проблемы не решает, поскольку база перехода, и это признают все, в ВиВ недорегулирована в части операционного тарифа. Долгосрочное тарифное регулирование с низким базовым тарифом – это убыток на следующие 3-5 лет. В этом случае торговаться в конкурсе на понижение тарифа не станет ни один здравомыслящий участник. Кроме того, как показывает опыт РКС, в государственно-частном партнерстве, государство не всегда является надежным партнером. Рост тарифа одного из предприятий РКС сегодня в несколько раз ниже предусмотренного параметрами долгосрочного регулирования. То есть государство свои обязательства, которые само же и подписало законодательно, не исполнило. Не исполнив их, оно должно было возместить убытки партнера из бюджета. Это тоже не выполнено. О каких инвестициях может идти речь, если ты понимаешь, что твой партнер взятые на себя обязательства исполнять не будет.
Кроме того, по мнению Григория Теряна механизм изменений концессионных соглашений необходимо сделать более гибким. «Это не потому, что кто-то хочет кого-то обмануть, а потому что любое живое соглашение в процессе реализации требует корректировки, - подчеркнул он. – В КС каждый шаг зарегулирован так, что для разрешения любой возникающей проблемы необходимо искать пункт в нормативных правовых актах. Но так законодательно детализировать все действия участников соглашения нельзя, ведь предугадать все возможные варианты развития ситуации при реализации проектов просто нереально. В нынешней ситуации участники КС должны будут следовать требованиям нормативных актов даже в том случае, если все стороны будут понимать, что эти требования расходятся со здравым смыслом».

Рассказать друзьям:
Ссылка на эту страницу: